От 3 до 7 лет

 

Крупная моторика

 

Умеет делать кувырок вперед

4 г.

Прыгает на одной ноге

4 г.

Выполняет одновременно два вида движений

6 лет

Мелкая моторика

 

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

Зрительное восприятие

 

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

. 6мес.

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4 г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в
соответствии с сюжетом

. 6мес.

Слуховое восприятие

 

Может отстукивать акцентированные ритмы

5 лет

Может отстукивать ритмы по устной инструкции

6 лет

Импрессивная речь

 

Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3г.5 мес.

Может ответить на отвлеченные вопросы, например  «светит ли ночью солнце?»

4 г.

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»

5–6 лет

Экспрессивная речь

 

Использует прилагательные и местоимения

. 6мес.

Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»

. 6мес.

Способен вести диалог со взрослым

. 6мес.

Использует сложные предложения

3г.6 мес.

Использует вежливые просьбы

4 г.

Использует будущее время

.

Использует определение пространства: «на», «под», «за»

4 г.

Читает стихи

. 6мес.

Появляется соединение простых предложений в сложные

5 лет

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»

5–6 лет

          Интеллект

 

Классификация на 3–4 группы:

 

по геометрической форме

3 г. 6 мес.

по цвету

. 6мес.

Легко заполняет доску Сегена

4 г.

Выполняет простую классификацию картинок (4–5 групп):

 

с помощью

4г.

самостоятельно

. 6 мес.

Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5 лет

Вербальный интеллект:

 

Исключение предметов (тест 4лишний) объяснить затрудняется

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Исключение предметов (тест 4лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов

6 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

6–7 лет

Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:

 

с помощью

6 лет

самостоятельно

6 л.6мес.

Способен разделять объекты на классы и подклассы

7 лет

           Конструирование

 

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3г. 6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

. 6мес.

Собирает кубики Линка по образцу

. 6мес.

Складывает картинки из кубиков

4 г.

Рисует человечка с туловищем

4 г.

Рисует человека в одежде

5 лет

Сюжетные рисунки

5 лет

Эмоции, коммуникация

 

Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми

4 г.

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

. 6мес.

Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству

56 лет

Самообслуживание

 

Застегивает пуговицы, кнопки, молнию

4 г.

Одевается без посторонней помощи

4 г.

Отличает переднюю часть одежды от задней

4 г.

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5–6лет

Игра

 

Игра с воображаемой действительностью

. 6 мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

. 6мес.

Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)

4 г.

В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)

. 6мес.

Длительная совместная игра 4–5 детей с поочередной сменой ролей

. 6мес.

«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни

. 6мес.

Усвоение способов построения сюжета —опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)

5–6 лет

Основа в игре —правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий

6–7 лет