От 1 года до 2 лет

 

Крупная моторика

 

Ходит длительно, поворачивается

. 3мес.

Перешагивает через препятствия

. 6мес.

Пытается бегать

. 10 мес.

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

. 11 мес.

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Мелкая моторика

 

Переворачивает одновременно 2–3 страницы

. 2мес.

Рисует каракули, росчерки

. 5мес.

Разрывает бумагу

. 6мес.

Переворачивает по одной странице

. 8 мес.

Формируется предпочтение руки

2г.

По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

Зрительное восприятие

 

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

. 2 мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

. 3мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

. 8мес.

Дифференцирует количество предметов

. 8 мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

. 9мес.

Узнает знакомые предметы по телевизору

2 г.

Знает много картинок (10–15)

2 г.

Слуховое восприятие

 

Повторяет услышанные короткие слова

. 3мес.

«Вставляет» слова в знакомые стихи

. 5мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук

1 г.8 мес.

Импрессивная речь

 

Показывает несколько частей тела

. 3мес.

Показывает все части тела

. 6мес.

Показывает все объекты в быту

. 8мес.

Показывает много картинок

2 г.

Экспрессивная речь

 

Соотносит слоги с определенным предметом

. 2 мес.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1г. 4 мес.

Говорит около 10 слов (в основном названия)

. 6 мес.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

. 8мес.

Составляет предложения из 3–4 слов

2 г.

           Интеллект

 

Тянет врот только съедобное

. 5мес.

Узнает простые картинки в книге

. 6мес.

Может выполнить поручение из ействия

. 7 мес.

Различает «один» и «много»

. 11 мес.

Различает «большой» и «маленький»

. 11 мес.

Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок

2 г.

          Конструирование

 

Строит простые сооружения из кубиков

. 9мес.

Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок

2г.

Строит по показу поезд, башенку

2 г.

Эмоции, коммуникация

 

Появляется сопереживание, утешение

. 2мес.

Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие

. 3мес.

Использует «да» (слово, звук, жест)

. 4мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

. 7мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

. 8мес.

Активно пользуется жестами

. 10 мес.

Острая реакция на отсутствие матери

. 10 мес.

Самообслуживание

 

С помощью подносит ложку ко рту

. 2мес.

Пьет из чашки, не проливая

1 г.3 мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1г.3 мес.

Моет руки с небольшой помощью

. 4 мес.

Зачерпывает пищу ложкой

1 г. 6 мес.

Полностью прожевывает пищу

. 6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку

1г. 9 мес.

Ест и пьет самостоятельно

. 10 мес.

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

2 г.

Просится на горшок в дневное время

2г.

Самостоятельно моет и вытирает руки

2 г.

Застегивает и расстегивает молнию, с помощью

2 г.

   Игра

 

Строит простые структуры из блоков

. 1мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

. 2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1г. 2 мес.

Играет самостоятельно, если рядом взрослый

. 4 мес.

Начало функциональной игры

. 6 мес.

Любит катать, перетаскивать игрушки

. 9мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков

. 9 мес.

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон ит. п.)

2г.

Делает куличики

2 г.

Собирает закручивающиеся игрушки

2г.