От 6 месяцев до 1 года

 

Крупная моторика

 

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Ползание без включения тазового пояса

7 мес.

Синхронное ползание по-пластунски

7,5 мес.

Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

7,5 мес.

Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие

8 мес.

Стоит в позе на коленях (на четвереньках)

8 мес.

Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

8,5 мес.

Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

9мес.

Стоит у опоры, встает самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес.

Мелкая моторика

 

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Для захвата использует большой палец

8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку

8 мес.

Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2–3 колец (снимает, сбрасывает)

8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Может перелистывать страницы у картонной книжки

12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Зрительное восприятие

 

Активно захватывает игрушку из любых положений

7 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

9 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Показывает отдельные предметы в быту

1 г.

Слуховое восприятие

 

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением

6,5 мес.

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие

7 мес.

Плясовые движения под веселую музыку

8,5 мес.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной
интонацией и ритмом

1 г.

Импрессивная речь

 

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого

7,5 мес.

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы

8 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8,5 мес.

По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте

9 мес.

Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого

9,5 мес.

Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках

10 мес.

По указанию взрослых выполняет действия с игрушками

10,5 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 г.

Экспрессивная речь

 

Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные ит. д.), аутоэхолалии

6,5 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»

7,5 мес.

Подражая взрослому, учит новые слоги

9 мес.

Называет людей и предметы слогами

10 мес.

Говорит около лов (мама, дада)

1 г.

       Интеллект

 

Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет

6,5 мес.

Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи

7 мес.

Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть

7 мес.

Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

7,5 мес.

Поиск наполовину спрятанной игрушки

8 мес.

Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»

9 мес.

Пользуется «указательными жестами»

10 мес.

Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)

11 мес.

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения

11,5 мес.

В состоянии определить высоту и края предметов

11,5 мес.

Узнает значение слов, коротких фраз

1 г.

Различает несколько предметов по названиям

1 г.

Ищет спрятанную игрушку

1 г.

          Конструирование

 

Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки

8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку

1г.

Эмоции, коммуникация

 

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5 мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)

7 мес.

Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8 мес.

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями

10 мес.

Машет рукой на прощание

11 мес.

По просьбе обнимает родителей

12 мес.

Самообслуживание

 

Пьет из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)

9 мес.

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

Игра

 

Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает

9,5 мес.

Усвоение условных действий с игрушками и предметами

10 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

1г.