От 3 до 6 месяцев

 

Крупная моторика

 

Появляется опора на ноги

4мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5мес.

Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

5,5 мес.

Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку

6мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6мес.

Мелкая моторика

 

Тянется к игрушке, хватает ее

3,5 мес.

Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

4,5 мес.

Начинает захватывать мелкие предметы

5мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Зрительное восприятие

 

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

4мес.

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

4,5 мес.

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах                                                      

5мес.

Рассматривает крупные картинки

6мес.

Слуховое восприятие

 

Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука

4мес.

Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя

6мес.

Начало аутоэхолалии

6мес.

Импрессивная речь

 

Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации

4мес.

В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность

5мес.

Реагирует на свое имя

6мес.

Экспрессивная речь

 

Активное гуление

4мес.

Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков

5мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет

6мес.

        Интеллект

 

Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу

4мес.

Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем

4,5 мес.

Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку –она загремит

5мес.

Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка

5мес.

Следит откуда и куда падает предмет

5,5 мес.

После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)

6мес.

Эмоции, коммуникация

 

«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро

4мес.

Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого

4,5 мес.

Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул

5мес.

Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит

5мес.

Различает мимику и жесты окружающих

5мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы

6мес.

Самообслуживание

 

Может есть с ложки

5мес.

Держит бутылочку, из которой сосет

6мес.

Игра

 

Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее

4мес.

Занятия с игрушкой –доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5мес.

Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает

5,5 мес.