Биография Марии Монтессори

Мария была единственным ребенком в семье с хорошим достатком. Мать Марии, Ренильда Стоппани происходила из рода крупных помещиков и являлась внучкой знаменитого итальянского ученого Антонио Сторрани. Была хорошо образована и имела либеральные взгляды. Отец Марии был чиновником с консервативными взглядами. Уже в школьном возрасте Мария обнаруживает склонность к математике и естествознанию и готовится поступать на инженерный факультет. Однако позже своей будущей специальностью в университете Мария выбирает медицину, не смотря на запрет женщинам изучать профессию врача. Преодолев неодобрение отца и многочисленные препятствия в обучении, Мария Монтессори, успешно защитившись в 1896 г., получает степень доктора медицины. Газеты писали, что впервые за всю историю Италии степень доктора медицины получила женщина. Будучи студенткой старших курсов университета, она начинает стажировки в психиатрической клинике. Работая с детьми, в основном с задержками интеллектуального развития, она подробно изучает труды французских дефектологов Итара и Сегена, опиравшимися в работе с умственной отсталостью на развитие сенсорики, работу руки, а также создание специальной обучающей среды. М. Монтессори приходит к выводу, что проблема этих детей не медицинская, а педагогическая. Она разрабатывает свою концепцию обучения детей с задержкой в развитии, в основу которой легли сенсорное воспитание и свободная работа в специально подготовленной дидактической среде. С 1898 по 1900 гг. М.Монтессори возглавляет римский институт лечебной педагогики. Результаты работы показали, что ее воспитанники достигают результатов здоровых детей за 2 года. Т.о. низкий уровень подготовки здоровых детей она связывала с несовершенством традиционной системы образования. Этот вопрос волновал ее все последующие годы. В это же время она активно изучает антропологию и психологию, знакомится с Фрейдом. Принимает активное участие в женском движении, выступает на конгрессе женщин в Берлине. В 1907 г. по поручению итальянского правительства открывает первый "Дом ребенка" (Casa dei bambini) в Сан-Лоренцо, где продолжает применять свой метод в работе со здоровыми детьми. Здесь она открывает феномен "поляризации внимания", наблюдая за тем, как четырехлетняя девочка в состоянии полной сосредоточенности и сконцентрированности, не отвлекаясь на внешние раздражители 40 раз вставляет цилиндры. В последующие годы ее метод имеет ошеломляющий успех, она издает свои первые книги "Открытие ребенка" (1909 г.) и "Школа ребенка" (1913 г.), повсеместно открываются дома ребенка по ее проекту, много путешествует по миру с выступлениями, приобретает мировую известность. С приходом фашизма к власти в Италии она вынуждена в 1934 г. покинуть страну и поселяется до 1936 г. в Барселоне. Монтессори-школы закрывают. Накануне войны в Европе складывается тяжелая обстановка, и Мария Монтессори уезжает на 8 лет в Индию.

Правительство Индии благосклонно встречает деятельность Монтессори. Здесь она разрабатывает дальнейшую концепцию для школы. Позже сформируется научный метод "космического воспитания". В 1946 г. Монтессори возвращается в Европу и поселяется в Голландии, где ей предстоит прожить до конца жизни. Последние годы жизни она посвящает активной общественной и научно-педагогической деятельности, борьбе за мир. В 1947 г. читает в ЮНЕСКО доклад "Воспитание и мир". В 1949 г. ее кандидатура выдвинута на Нобелевскую премию мира. В 1952 г. она умирает в возрасте 82 лет.