Философия педагогики Марии Монтессори

Философия воспитания Марии Монтессори

На что ориентирована Монтессори-школа?
 
  1. индивидуализация каждой отдельной личности

  2. способность самостоятельно делать выбор

  3. способность принимать решения и нести за них ответственность

  4. умение учиться

  5. умение помогать

  6. умение работать в коллективе

  7. умение находить творческие решения

  8. возможность совершать ошибки

  9. мотивация в обучении

  10. создание психологически комфортной атмосферы обучения

  11. интеграция детей с особенностями в развитии в среду здоровых сверстников

  12. преемственность (непрерывность) дошкольного и начального школьного образования

  13. дифференцированный подход в обучении

  14. обучение через развивающую дидактическую среду

  15. обучение в психологически комфортной атмосфере

  16. социализация в процессе обучения

  17. проектные формы обучения

  18. творческий подход в обучении

Суть метода Монтессори

 

Монтессори-педагогика является альтернативной гуманистической моделью обучения в системе непрерывного образования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Традиции этой педагогики насчитывают более чем столетнюю историю и нашли широкое распространение во всех уголках земного шара. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты. С 1991 г. идет возрождение этого педагогического направления в России.

Философия метода М.Монтеммори тесно связана с ее взглядом на окружающий мир и на роль ребенка в этом мире и обществе. Роль человека в историческом развитии, по мнению Монтессори, находится в тесной взаимосвязи с общим космическим планом Творца. Задачу в воспитании ребенка она видела в определении нового отношения к природе. Теория космического воспитания М.Монтессори перекликается с учениями Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского о ноосфере, как новом эволюционном состоянии биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Космическое воспитание развивает у ребенка чувство упорядоченности, предполагает формирование в его сознании представления о целостности окружающего мира, о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего в этом мире, научает жить и действовать в соответствии с универсальными законами Природы и Космоса.

Суть метода состоит в свободном саморазвитии личности ребенка и включает в себя самостоятельную целесообразную деятельность в специально подготовленной дидактической среде. Главенствующая роль отводится свободной работе с дидактическим материалом. Под свободной работой принято понимать непрерывный временной период (как правило, 2-3 часовой), внутри которого ребенок самостоятельно определяет род деятельности, границы начала и конца рабочей деятельности, длительность фаз концентрации и ее спада. Подобное построение процесса обучения не предусматривает поурочную систему, поскольку она препятствует естественному внутреннему ритму развития ребенка. Т. о. ребенок является субъектом во всем процессе обучения и формирования личности. Педагог выступает в качестве помощника, взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиций сотрудничества и взаимоуважения. М.Монтессори призывала видеть в каждом ребенке индивидуально развивающуюся личность.

Основные принципы

 

Обучение в Монтессори-школе основывается на следующих принципах:

  1. Создание специально подготовленной обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских потребностей и возможностей, культурных традиций, эстетических требований помещение. Свой дидактический материал М.Монтессори называла «материализованной абстракцией».

  2. Наличие разновозрастной группы детей.

  3. Наличие специально обученного Монтессори-педагога, помогающего организовать ребенку самостоятельную работу.

  4. Предоставление детям свободы во время занятий:

    • свободы выбора материала;

    • свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом;

    • свободы выбора места для работы;

    • свободы выбора партнера или партнеров;

    • свободы общения с учителем или другими детьми;

    • возможность многократного повторения деятельности с целью исследования и закрепления.

  5. Принцип обучения от простого к сложному и от конкретного к абстрактному.

  6. Индивидуализация процесса обучения.

  7. Существование правил при наличии свободы.

  8. Создание педагогами психологически комфортной атмосферы доброжелательности, доверия и сотрудничества.

  9. Программа для зоны ближайшего развития ребенка определяется путем наблюдения педагогом за детьми во время их самостоятельной деятельности.

  10. Вариативность форм обучения (индивидуальные и групповые, проектные формы, опыты, мастерские)

  11. Межпредметное обучение.

  12. Социализация и интеграция в процессе обучения.

Подготовленная среда.

 

Строя свой научный метод, Мария Монтессори опиралась на знания антропологии и психологии ребенка.

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет четыре фазы: от 0 до 6, от 6 до 12, от 12 до 18 и от 18 до 24 лет.

Первая фаза (0- 6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В соответствии с космическим планом ребенок “решает” внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, “ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ КАМЕРТОНОМ”, сверхчувствительным резонатором эмоций родителей главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является “СТРОИТЕЛЕМ САМОГО СЕБЯ”. На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сензитивных периодов его развития - сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная “педагогизированная” среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, материалы для ознакомления с природой и, наконец, дети. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, реализуют право выбора деятельности, а в процессе их общения и взаимодействия возникает множество ситуаций, которые могут стать материалом для упражнений в навыках социального поведения.

Вторая фаза (6-12) - глобальная ориентация развития ребенка - связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли. В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является “ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ”, который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т. д. Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления “с нуля”, а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом “РЕБЕНКА-УЧЕНОГО”.

Третья фаза развития (12-18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью, другими словами, организацию людей. Согласно возрастной периодизации Монтессори, он называется “УЧАСТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ”. Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным “СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТНИКОМ”, который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.

Абсорбирующий ум.

 

М.Монтессори говорит о том, что разум и психика ребенка устроены иначе чем у взрослого. Ребенок воспринимает и усваивает определенные вещи не с помощью памяти и ума (они – в фазе формирования), а благодаря психическим процессам, т.е. проживая конкретные ситуации. В нем творит «химия разума». Взрослый человек сохраняет свой опыт в памяти, подобно стакану с водой, которые никогда не сольются вместе, у ребенка это происходит иначе. Детские впечатления не только проникают в психику ребенка, они ее формируют, инкарнируясь в ней. Такую форму разума М.Монтессори называла «абсорбирующим умом».

Сензитивные периоды.

 

М.Монтессори характеризует сензитивные периоды как возрастные периоды особой чувствительности к воздействиям определенных предметов, явлений и условий действительности, которые связаны с определенной стадией развития коры головного мозга, которая актуальна на данном возрастном этапе. Появление у ребенка сильной внутренней потребности к развитию определенных навыков и умений и связанная с этим высокая активность вызваны последовательностью внезапно появляющихся в подкорковых отделах мозга сильных эмоций, которые при соприкосновении с окружающим миром способствуют развитию сознания ребенка. Т.о., естественным путем создаются благоприятные условия для успешного освоения ребенком окружающего мира и адаптации в нем. Именно в периоды сензитивности ребенок способен на большие достижения в своем развитии. Сензитивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.

Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.

Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода извне, взрослый должен знать о существовании этих периодов; наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, и использовать результаты наблюдений для оценки актуального уровня развития ребенка.

К основным сензитивным периодам относятся:

  • сензитивный период развития речи (0-6 лет);

  • сензитивный период восприятия порядка (0-3);

  • сензитивный период сенсорного развития (0-около 5,5);

  • сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5);

  • сензитивный период развития движений и действий (0-6);

  • сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6).

Поляризация внимания и нормализация.

 

Деятельность ребенка в подготовленной среде М.Монтессори называет «работой». Ребенок во время этой работы находится в состоянии полной погруженности и сконцентрированности на предмете своей деятельности. Именно в таком состоянии у ребенка происходит «поляризация внимания».

Именно “поляризацию внимания” Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - начала процесса НОРМАЛИЗАЦИИ его поведения. Под нормализацией здесь имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.

Монтессори подчеркивает, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого.